Т.Е. Безрукова Директор центра педагог-психолог. центра "РАЗУМЕЙКА" |
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
- психологическую помощь семьям детей "группы риска".
Наше время предъявляет к детским центрам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского центра,сада и школы.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время:
1. Ухудшение здоровья детей:
- изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
- некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
- ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений;
- отторжение детей из семьи, ведущее к "социальному сиротству" и росту бродяжничества.
5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
- отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;
- педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
- усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
6. Низкая квалификация педагогических кадров:
- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:
Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в центре - это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции.
Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности.
Третий этап - это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Перед педагогами-психологами были поставлены следующие задачи:
- Проектировать и планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты.
- Участвовать в ВОП.
- Прогнозировать, результаты воздействия на детей.
- Предвидеть конечный продукт развития, достижений ребенка, новообразований его психического развития.
В деятельности педагогов-психологов в центре выделили следующие направления:
1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам родителей и письменного заявления) во всех возрастных группах;
- изучение динамики психического развития детей и специально развиваемых качеств личности ребенка;
- индивидуальные или групповые психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач;
- участие педагогов, родителей в психологических занятиях.
2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.
3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами):
- информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей;
- проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.
4.Психологизация родителей:
- консультирование родителей и работа с ними;
- совместная работа детского центра с родителями детей "группы риска".
5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает:
- равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса;
- использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребенка дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития; - индивидуальное и групповое консультирование;
- совместную деятельность разнопрофильных специалистов.
Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.
Четвертый этап - это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Пятый этап в решении проблемы индивидуального сопровождения развития ребенка в центре мы видим в повышении квалификации управленческих и педагогических кадров через курсовую подготовку и организацию работы с руководителями детских садов.
Данное направление будет прорабатываться в течение нескольких лет.
Первым шагом в реализации данного направления явилась проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения:
- Закон РФ "Об образовании".
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Инструктивно-методическое письмо № 03-51-ин/23-03 от 15.01.2002 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
- Методическое письмо Минобразования от 24.04.1995 № 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
- Методические рекомендации МО РФ "О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений" № 27/901-6 от 27.03.2000 г.
- Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования".
- Министерство образования и науки Самарской области "Организация и содержание обучения ребенка с отклонениями в развитии, интегрированного в дошкольное образовательное учреждение" Самара 2004.
- Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) "Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка" Санкт-Петербург 2001.
Вторым шагом явилось планирование деятельности.
Третьим шагом стало определение основных форм работы с родителями:
- Психолого-педагогические семинары для родителей с использованием интерактивных методов обучения": "Индивидуальный и дифференцированный подход к детям по результатам психолого-педагогической диагностики и систематических наблюдений за детьми",
На семинарах рассматривались вопросы научно-теоретической подготовки, совершенствовались знания в области развивающих и личностно-ориентированных технологий, таким образом, последовательно раскрывалась выбранная тема. При подготовке к мероприятиям предлагались вопросы-задания для обсуждения. Использовались разнообразные методы работы: лекции, дискуссии, диалоги, защита разработок, и проектов. - Работа временных творческих групп, с использованием индивидуальных консультаций, обзорами методической литературы по интересующей тематике.
В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:
- Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
- Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
- Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
- Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
- Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
- Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Затем определили задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
- Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
- Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском центре представляет из себя следующую деятельность:
1. Организация работы ПМПк.
В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия.
При поступлении ребенка в ДЦ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.
Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: директор, родители, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
- Заслушиваются педагоги дошкольной группы.
- Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями.
- Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей.
- Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
2. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
3. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
При планировании индивидуальной работы педагогам рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).
Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
- Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
- Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
- Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
- Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
Подводя итог сказанному, можно зафиксировать промежуточные результаты нашей работы:
- разработаны примерные карты индивидуального развития дошкольников;
- разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
- разработана анкета для родителей "Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей";
- принята за основу "Индивидуальная характеристика выпускника дошкольного образовательного учреждения", утвержденная управлением образования г. Москвы;
- разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДЦ и педагогов;
- рассмотрены различные варианты отклонений в развитии и поведении у детей дошкольного возраста с выявлением причин и разработкой конкретных рекомендаций.
- организована работа ППС, подготовлена необходимая документация.
Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании
образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы
управления ДЦ.