Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 29.03.2024, 18:15 |
Раскройте внутренний мир Вашего ребенка. | |
Приветствую Вас Гость |
психолого-педагогическое сопровождение
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: Наше время предъявляет к детским центрам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского центра,сада и школы. Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время: 1. Ухудшение здоровья детей: 2. Неготовность детей к поступлению в детский сад. 3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада. 4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку. 5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения: 6. Низкая квалификация педагогических кадров: 7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком. Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем: Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в центре - это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции. Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности. Третий этап - это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Перед педагогами-психологами были поставлены следующие задачи: В деятельности педагогов-психологов в центре выделили следующие направления: 1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам родителей и письменного заявления) во всех возрастных группах; 2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми. 3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами): 4.Психологизация родителей: 5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает: Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников. Четвертый этап - это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем. Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики. На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. Пятый этап в решении проблемы индивидуального сопровождения развития ребенка в центре мы видим в повышении квалификации управленческих и педагогических кадров через курсовую подготовку и организацию работы с руководителями детских садов. Данное направление будет прорабатываться в течение нескольких лет. Первым шагом в реализации данного направления явилась проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения: Вторым шагом явилось планирование деятельности. Третьим шагом стало определение основных форм работы с родителями: В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы: Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения: Затем определили задачи психолого-педагогического сопровождения: Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском центре представляет из себя следующую деятельность: 1. Организация работы ПМПк. В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. При поступлении ребенка в ДЦ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации. Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: директор, родители, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях. Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений. 2. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения. 3. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности. 4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ. При планировании индивидуальной работы педагогам рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка). Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка. Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции. Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм: Подводя итог сказанному, можно зафиксировать промежуточные результаты нашей работы: Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании
образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы
управления ДЦ.
|
|