Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.10.2017, 13:01

Раскройте внутренний мир Вашего ребенка.

МЕНЮ САЙТА
ЗАНЯТИЯ ПО ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ
  • от 1 года до 3 лет
  • для детей 2-х лет
  • для детей 3-х лет
  • для детей 4-х лет
  • для детей 5-ти лет
  • для детей 6-ти лет
  • для детей 7-ти лет
  • ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
  • МАМАЛЫШ
  • развивающий курс
  • основной курс
  • интенсивный курс
  • подготовка к школе
  • Монтессори-класс
  • английский язык
  • изобразительное искусство
  • Консультация Логопеда
    Консультация психолога
    ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    Организация праздников
  • Огранизация праздников
  • Пусто6
  • Полезные статьи

    Главная » Статьи » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ.

    О Марии Монтессори

    О Марии Монтессори

    Мария Монтессори (1870-1952) – известный педагог, детский врач и психолог, родилась 31 августа 1870 г. в провинциальном итальянском городке Чиаравелле в семье крупного чиновника. Уже в начальной школе ярко проявились ее способности в обучении. В 12 лет она стремится к учебе в гимназии, посещать котоpую лицам женского пола запpещалось, но настойчивость Марии победила все преграды, и она была пpинята в техническую школу для юношей. Монтессори мечтает о медицине, которая в тогдашней Италии была привилегией мужчин. Благодаря своему упорству Мария добивается своего. Закончив в 1896 г. Римский университет, она становится первой женщиной-врачом в своей стране. После этого Мария работает в университетской клинике, затем получает частную практику. Тогда она впервые столкнулась с проблемами детей с ограниченными возможностями. Наблюдая за этими несчастными, Мария постепенно приходит к выводу, что такие дети нуждаются не только в лечении, но и в специальном обучении. Начав заниматься с ними, она глубоко изучает психиатрию, психологию, педагогику и антропологию. В 1904 г. она была приглашена на кафедру антропологии Римского университета, где продолжила свои исследования, результатом которых стало создание собственной педагогической системы. Главной идеей системы стала мысль о том, что для детей – как больных, так и здоровых – необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, и в которой pебенок сможет пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

    Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она оставалась врачом и исходила из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывала биологическое значение и понимала под ней прежде всего независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

    М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

    Смысл созданной Марией Монтессори педагогической состоит системы в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию и самообучению. М. Монтессори заметила, что все дети стремятся к познанию окружающего мира и очень любят совершенствовать свои умения. Они быстро и эффективно усваивают различные знания, если только взрослые не ограничивают их в этом и не заставляют заниматься тем, что детям в данный момент не интересно. Поэтому Монтессори создала педагогический метод, основанный на косвенной помощи взрослого развитию ребенка. Эта помощь выражается в предоставлении ребенку специальной предметной среды для саморазвития. Задача педагога - лишь помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем. Импульсом для свободного развития является специальный дидактический материал. Ребенок в Монтессори-школе много работает руками и много двигается. Монтессори-группу можно узнать по нарисованной на полу линии в виде эллипса. По ней дети ходят, бегают, прыгают, танцуют, носят предметы: посуду, колокольчики, горящие свечки. Так они закаляют волю, улучшают осанку, учатся управлять своим телом.

    Монтессори изобрела оригинальный способ обучения письму – «писать раньше, чем читать». Ребенок вначале запоминает буквы благодаря мускульной памяти - ему выдаются карточки с выпуклыми, шершавыми буквами. Потом от моторных действий ребенок переходит к умственным - он записывает и запоминает буквы. По этому способу дети начинали писать уже с четырех лет.

    В Монтессори-школе отсутствуют классно-урочная система и специальные программы. Новый материал, которым овладел ребенок, - это и тест его продвижения вперед. Каждый ребенок его самостоятельно осваивает в своем индивидуальном темпе, педагог только наблюдает и направляет. Вопрос интеллектуального развития в системе Монтессори это лишь вопрос естественности развития малыша. Технология обучения только поддерживает его, но не форсирует развитие ребенка,

    В Монтессори-методике отсутствуют оценки как таковые. Оценкой является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не тяготеет над ребенком, а стимулирует его к самостоятельному тренингу.

    6 января 1907 г. в Риме открылся первый «Дом Монтессори» для детей рабочих. Мария становится его руководительницей, организовав работу в нем по собственным принципам. Открытый ею детский сад она обоpудует таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием занимаются с ним. В ходе этих занятий она заметила, что дети, пpебывая в комфортной, дружественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интеpес к миру и окружающим их вещам.

    Директор современного Центра Монтессори кандидат педагогических наук К. Сумнительный, посвятивший несколько работ системе Монтессори, особо выделяет в ней следующие принципы: интерес ребенка, лежащий в основе обучения, и индивидуальный подход. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Педагог же помогает определить отношения малыша с миром в зависимости от того периода развития, на котором находится ребенок.
    Если опоздать и не воспользоваться появившимися в данный период у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
    Монтессори призывала не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже, осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать. Удивительно, но если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

    Мария Монтессори писала: “Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая “бездеятельность” - знак успеха”. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы. Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори. Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6.

    К концу тридцатых годов в педагогической системе М.Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его “пишет” Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.

    Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее “чистого” носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для ее педагогики и придают ей стройность и завершенность (К. Сумнительный).

    С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Она открывает куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы был откpыт первый монтессоpианский детский сад и в России. Одним из популяризаторов ее метода в нашей стране выступил Л.Н. Толстой. В 1926 г. решением Наркомпроса Монтессори-школы были запрещены.
    В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа. В годы втоpой миpовой войны Монтессоpи оказалась в Индии, пpожив она в этой стpане семь долгих лет. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей. К середине двадцатого века школы Монтессори распространились по всей Европе, странам Азии и США. В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются в классах Монтессори.

    Умеpла Мария Монтессори 6 мая 1952 года и была похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище.


    Сегодня Монтессори-школы есть во многих странах мира. В Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе. Возрождение опыта известного итальянского педагога в России происходит с 1991 года. Для россиян вторично имя Монтессори открыла педагогический журналист Е. А. Хилтунен. Е. А. Хилтунен, психолог Д. Г. Сорокин и педагог В. С. Кондакова стали первыми Монтессори-учителями для детей и взрослых, открыв в октябре 1991 модельную школу и постоянно действующий семинар. Школу посещали дети от трех до шести лет, а семинар - родители, воспитатели, учителя, преподаватели ВУЗов, студенты, приезжающие со всей страны. Вскоре несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори (директор центра – кандидат педагогических наук Константин Сумнительный) удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Центра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов. Так российские Монтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество. За годы работы в Москве Центра Монтессори подготовленные в нем учителя открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В последние годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в “Родительском Университете” Центра Монтессори.

    В 2000 году в Санкт-Петербурге начала работать школа «Золотая Бусина». Она построена по классическим принципам Монтессори-педагогики. Это школа европейского типа для детей от года до семи лет.

    Монтессори-метод дает ребенку возможность научиться всему, чему он сам пожелает, он не просто подготавливает детей к школе, а готовит и адаптирует детей к реальной практической жизни. Дети из Монтессори–учреждений умеют и любят учиться как самостоятельно, так и в группах, ценят свою и чужую работу, самостоятельны, инициативны, умеют общаться и конструктивно решать проблемы.

    Занятия детей в Монтессори-школе включают:
    • ремесла и упражнения в практической жизни;
    • сенсорное, социальное и физическое развитие;
    •математику;
    •развитие речи, письмо и чтение;
    •художественное искусство и ручной труд;
    •музыку;
    •иностранные языки;
    • естествознание, историю и знакомство с мировой культурой.

    Помещение оборудовано различными развивающими и дидактическими материалами и пособиями для детей дошкольного возраста. Весь обучающий материал доступен детям во время всего занятия. Ребенок может выбрать для работы любое пособие в соответствии со своими внутренними потребностями и интересом. Учитель в индивидуальной форме показывает и объясняет ребёнку новый для него материал. Дети могут работать самостоятельно, индивидуально или вместе с товарищами.
    Помещение условно делится на несколько функциональных зон (кухня, арт-студия, музыкальный класс, спортивный уголок, математическая зона, мастерские, языковая зона, лаборатория и т.д.). Каждая зона оснащена специальными обучающими материалами, которые позволяют детям изучать соответствующие области жизни и практиковаться в своих умениях. Например, в арт-студии находятся все необходимые материалы для художественного творчества; в «лаборатории» для изучения естествознания находятся карты, глобусы, модели и макеты по географии, зоологии, ботанике, истории, микроскоп, весы, термометры, компас, приборы для опытов, коллекции веществ, природных материалов, книги и энциклопедии; в математической зоне расположены специальные Монтессори-материалы для овладения арифметическими и геометрическими понятиями, а также игры для развития логического и комбинаторного мышления.

    Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. | Добавил: Разумейка (27.08.2009)
    Просмотров: 1432 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 1
    1  
    А я влюбилась в эту систему сразу же. И уже не расстаемся с ней 6 лет. Моя дочь прошла все ступеньки: от занятий "вместе с мамой" в 8 месяцев, садик Монтессори и теперь вот школу! Это конечно счастье, что в нашем далеком Владивостоке есть такой мощный Монтессори центр! Виват, ДРЦ Монтессори "Вершина"! :-)

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Доска объявлений
    Категории раздела
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. [4]
    Общение
    Праздники дня
    Карта на Яндексе
    Калькулятор
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017