ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ?
«…Однажды к нам в детский сад
приехали участники одного педагогического
семинара.
Они были крайне возбуждены и просто сгорали от
нетерпения.
— Ой, как мы хотим посмотреть этого вашего
Монтессори! Так наслышаны! Как он хоть выглядит?
Нам пришлось с грустью сообщить этим пылким
дамам, что Монтессори вообще-то не он, а она.
И, к сожалению, умерла лет этак пятьдесят назад.
Да не у нас, а в далекой зарубежной стране.
Поэтому все, чем мы можем удовлетворить их
любопытство, это показать группу детского сада,
в которой воспитатели работают по системе Марии
Монтессори…»
(Из рассказа директора
московского Центра образования № 109
Евгения ЯМБУРГА)
Над этим случаем можно было бы и
посмеяться, если бы не было так грустно.
Именно это чувство и подвигло нас на публикацию
серии материалов, посвященных всемирно
известному педагогу — Марии Монтессори и ее
идеям.
Систему Монтессори часто критиковали и
критикуют. Как все сколько-нибудь яркое, заметное
и достойное внимания. Мы предлагаем нашим
читателям составить собственное мнение об идеях
Монтессори. Не обязательно становиться
сторонником тех или иных педагогических
взглядов. В конце концов все они — не более чем
версии истинного понимания природы и законов
развития ребенка. И знакомство с ними —
увлекательный процесс самообразования, поиска
собственного пути в педагогике.
О проблемах Монтессори-педагогики в
России наш специальный корреспондент Галина
СОЛОВЬЕВА беседует с организатором Центра
Монтессори в России, редактором газеты «Первое
сентября» Еленой ХИЛТУНЕН.
—
Существует мнение, что педагогика Монтессори —
это западная система и для России она
неприемлема. Что вы можете сказать по этому
поводу?
— Если бы речь шла только о
технологиях, методиках и особых принципах
воспитания, то, возможно, были бы основания
утверждать, что эта система пропагандирует
западный образ жизни. Но в центре системы
Монтессори стоит ребенок — независимо от того,
какой это ребенок: западный или российский. Это
система саморазвития ребенка в специально
подготовленной развивающей среде. В этом весь
смысл. Ребенок развивается сам в любых условиях,
где бы он ни родился, а все техники и методики
лишь помогают ему развиваться так, как это
принято в данной культуре. Ясно, что в различных
странах развивающая среда для Монтессори-школ
немного разная. Можно привести один простой
пример: существуют дидактические материалы для
перекладывания предметов из одной тарелочки в
другую. Смысл этого упражнения в том, чтобы
маленькие дети учились есть ложкой или же, как в
Японии, палочками, а возможно, и просто руками,
как это принято в некоторых восточных странах. В
разных культурах Монтессори-школа исходит из
одного и того же принципа, но использует при этом
разные дидактические материалы, помогающие
ребенку осваивать именно собственную культурную
среду.
— Получается, что педагогика
Монтессори — это система развития ребенка, а не
система воспитания?
— Точнее называть ее системой
саморазвития. В этом и заложено ее главное
отличие от других систем. Здесь ребенку
предоставляется возможность самостоятельно
двигаться, самостоятельно развиваться; это
происходит спонтанно, но если в каких-то случаях
ему необходима помощь взрослого, он ее получает.
Взрослые занимаются только тем, что организуют
среду для ребенка, в которой он уже движется сам.
Ребенок не может сам для себя создать
развивающую среду, он еще очень маленький, а
взрослый может это делать. Только взрослый может
показать ребенку, как обращаться с любыми
культурными предметами. Кто, если не взрослый,
покажет ребенку, как нужно обращаться с
расческой или с зубной щеткой? Вся эта
развивающая среда для нас, взрослых, кажется
немного упрощенной: ведь она состоит из простых,
обыденных предметов, которые встречаются в
каждом доме. Но для маленького ребенка это целый
космос. Он постепенно познает мир.
— А можно ли взять какие-то элементы
из системы Монтессори для нашего обычного
детского сада?
— Дело
не в том, чтобы взять какую-то технологию или
методику, главное здесь — отношение к ребенку.
Это не зависит от того, какой это детский сад —
Монтессори, вальдорфский или еще какой-нибудь.
Воспитателю очень важно понимать, что для него
важнее: выполнять какую-то программу,
пользоваться каким-то методом, какой-нибудь
технологией или помочь конкретному ребенку.
Если в обычном детском саду воспитатель будет
помогать саморазвитию ребенка, можно считать,
что он работает, следуя принципам Монтессори. Но
за этим сразу последует вопрос к самому себе: что
и как я должен сделать, чтобы не воспитывать
ребенка, не учить его, а лишь помогать ему учиться
самостоятельно? Видимо, я должен придумать что-то
такое, с помощью чего дети, с которыми я работаю,
будут сами себя воспитывать и сами себя
развивать. Что это может быть? Он ответит на этот
вопрос точно так же, как когда-то ответила на него
Мария Монтессори: я должен создавать развивающую
среду. Воспитателю надо будет придумывать такие
дидактические материалы, которые он поставит на
низкие полочки в детском саду, чтобы ребенок мог
с ними заниматься без его помощи. Если ему
повезет, то он обнаружит, что многое люди
изобрели до него, — и тогда придет к системе
Монтессори.
Существуют умные, чудесные Монтессори-материалы.
Они могут использоваться и в традиционном
детском саду. Многие так делают. Но одно дело,
когда дидактические материалы помогают ребенку
в саморазвитии, и совсем другое дело, когда они
помогают учителю, воспитателю или психологу в
организации занятий. Ничего плохого при этом не
происходит. Просто вместо одних целей
реализуются другие.
Нужно сказать, что Монтессори-педагогика сугубо
индивидуальна. Это не групповая работа.
Групповому занятию в Монтессори—детском саду,
например в группе детей от 3 до 5 лет, уделяется 15
минут. Основной способ жизни — свободная работа
с предметами окружающей среды. Это касается и
улицы, и дома, и всех помещений детского сада —
столовой, раздевалки и т.д.
— Можно ли говорить о том, что ребенок,
который посещает Монтессори-сад, более развит,
чем ребенок, который посещает обычный детский
сад?
— Я считаю такой вопрос не вполне
корректным. Нет двух одинаковых по развитию
детей. Каждый ребенок, как и каждый человек,
уникален. Можно говорить только о том, что все
позиции теста учебных достижений,
предусмотренных в системе Монтессори, в конце
концов будут ребенком освоены. Другое дело, что
темп освоения у каждого ребенка разный.
Не могу утверждать, что дети, посещающие садики
Монтессори, более развиты, просто они более
самостоятельны. Это можно сказать с полной
уверенностью. Ни сама Мария Монтессори, ни
педагоги современных монтессорианских садиков
никогда не ставили себе задачи раннего,
ускоренного или интенсивного развития ребенка.
Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ
только ему. Своей абсолютно уникальной жизнью, в
соответствии со своими способностями и
интересами. В этом смысле — что ж сравнивать?
Да, наши дети более самостоятельные. Потому что
вся Монтессори-среда состоит из множества
предметов, с которыми ребенок может заниматься в
автономном режиме, то есть без помощи взрослого.
Ежеминутно ребенок стоит перед выбором: с чем ему
заниматься. То есть он всегда находится в
ситуации выбора своей деятельности. Ребенок
приходит в детский сад и говорит: «Я хочу
стирать». — «Пожалуйста, иди стирай». Другой
приходит: «Я хочу считать». Он идет и занимается
счетом.
Возможность свободной работы в пространстве
группы дает детям возможность проявить
самостоятельность. Каждый Монтессори-материал
отличается от подавляющего большинства других
дидактических материалов как раз тем, что с ним
ребенок может работать сам.
Поэтому наши выпускники не будут ждать, когда им
дадут какое-нибудь задание или покажут, как надо
что-то делать. Они смело знакомятся с незнакомыми
им предметами, осваивают их, пытаются понять, для
чего они предназначены. При этом дети легко
просят взрослого о помощи. В обычной школе
просьба о помощи означает твою
несостоятельность. Если ты просишь о помощи,
значит, сам ты не можешь справиться с заданием, ты
— двоечник. Монтессорианским детям свойственно
нормальное любопытство, которое они легко
удовлетворяют, попросив взрослого рассказать им,
для чего все это нужно, что с этим делать.
Это колоссальная разница — не в развитости, а
именно в самостоятельности.
— Как бы вы сформулировали самый
главный принцип педагогики Монтессори?
— Главное (за это и ратовала Мария
Монтессори) — понимание того, что мир детей и мир
взрослых — это совершенно разные миры.
Монтессори открыла одно из важнейших отличий
детского мира от взрослого — наличие так
называемых сенситивных (то есть наиболее
восприимчивых) периодов восприятия мира. Этих
периодов несколько, и во взрослом состоянии они
уже никогда не повторяются. Одним из таких
периодов, который очень ярко отделяет детский
мир от взрослого, является сенситивный период
движения.
Взрослым никогда не придет в голову идти друг с
другом подпрыгивая или бегать из комнаты в
комнату. Для ребенка подпрыгивание или
постоянная беготня — нормальное явление жизни.
Взрослые не понимают или не знают того, что такой
период в жизни ребенка неизбежен, они постоянно
его одергивают. Удивительно, что взрослые почти
никогда не используют эти ситуации в целях
развития. Ведь для ребенка движение — это чуть ли
не основа его жизни, в том числе основа и
умственного развития. А мы в своем детском садике
и даже в первом классе школы взяли и поставили
крутящиеся стульчики. Нам говорили: «Да вы что,
они же будут все время вертеться!» Конечно, будут
вертеться, но ведь мы, взрослые, просто отвечаем
на эту необыкновенную потребность детей в
движении.
Надо сказать, что в педагогике Монтессори такие
вещи продуманы до мелочей.
— То есть любое действие воспитателя,
каждая деталь обстановки направлены на развитие
ребенка?
—
Да. Мы ведь не учим ребенка специально тому, как
именно он должен двигаться. Это происходит
естественно, как бы само собой: ребенок по ряду
обстоятельств просто вынужден научиться это
делать. Но для того чтобы это происходило, мы,
взрослые, продумали, что конкретно приходится
делать ребенку, каковы его произвольные,
спонтанные желания. В этом волшебство этой
системы. Каждое движение, каждая секунда жизни
ребенка продуманы в наблюдении за ним и с
пониманием того, что и почему с ним происходит.
— Какие еще есть сенситивные периоды
в жизни ребенка?
— Это, например, период порядка, и мы с
вами можем его легко заметить даже у себя дома на
наших маленьких детях. Например, если ребенка
всегда купает мама, а в какой-то день стал купать
папа или бабушка, то ребенок будет плакать, ему
это не понравится. Период порядка начинается уже
в раннем возрасте и продолжается лет до четырех.
Некоторые родители не понимают, почему ребенок
возражает против того, чтобы сегодня его купал
или укладывал спать папа, раздражаются, могут
отругать и даже нашлепать ребенка. Они не
понимают, что малыш переживает настоящую
трагедию.
В Монтессори-классе все баночки, все коробочки
всегда стоят на своих местах. Многие спрашивают,
как нам удалось организовать такой порядок. Дети
сами ставят все на место — по той же причине, из
своей природной любви к порядку. Ребенок точно
знает, где ему взять нужную вещь и куда он ее
положит после того, как позанимается. Дети, как
известно, по многу раз повторяют одни и те же
действия. Повторение для них — это важная часть
их образа жизни. К примеру, дети обожают, когда им
несколько раз подряд читают одну и ту же сказку.
Освоение языка у ребенка происходит до 6 лет —
это тоже сенситивный период. Ребенок в этот
период осваивает так называемый материнский
язык. Имеется в виду, что к 5—6 годам ребенок
говорит так, что его понимают и он понимает, что
ему говорят. В своем главном предназначении —
как средство общения — язык освоен. При этом вы
можете много раз читать ребенку одну и ту же
сказку, и он каждый раз будет ее внимательно
слушать, но это не означает, что он ее вам
перескажет. Потому что для ребенка детсадовского
возраста важны не смысл и сюжет услышанного, а
сама мелодия языка. Ребенок слушает язык как
музыку, как песню. Надо сказать, что дети — фанаты
языка, они обожают, когда им читают, когда звучит
человеческая речь. И читать вслух надо не для
того, чтобы ребенок знал сказки, а для того, чтобы
он слушал человеческую речь.
— Вы являетесь основателем
Ассоциации Монтессори-педагогов России. Не могли
бы вы рассказать о ее работе.
— Вообще в России новый этап активного
развития Монтессори-педагогики начинается с 1991
года. На сегодняшний день детские сады, отдельные
группы и различные Монтессори-инициативы
действуют уже более чем в 60 регионах.
Монтессори-педагогов в нашей стране уже много, у
них есть потребность общаться между собою,
передавать друг другу свой опыт, поэтому они
создали свою общественную организацию. У
Ассоциации несколько направлений работы:
распространение педагогики Монтессори в России,
пропаганда дидактических материалов,
выпускаемых нашей фабрикой в Омске. Действует
постоянная выставка-продажа
Монтессори-материалов. Кроме того, уже 10-й раз
проводится ежегодная монтессорианская
конференция. Ее подготовкой тоже занимается
Ассоциация. При Ассоциации работает детский сад,
в котором есть и уникальная группа для родителей
с детьми от 8 месяцев до 3 лет, где создана
специальная дидактическая среда. Детки там
ползают, нажимают на разные кнопочки,
выключатели, трогают разные коробочки, баночки,
открывают крышечки. Мамы выполняют роль
помощниц. Такой группы для самых маленьких детей
у нас в России еще не было. Есть и обычные группы
для ребятишек от 3 до 6 лет. Работают лектории для
родителей, где опытные педагоги разъясняют идеи
Монтессори-педагогики и дают практические
советы.
В Москве и Московской области около 70 детских
садов полностью или почти полностью перешли на
эту систему. В Москве в любом районе можно
отыскать такой детский сад, и устроить туда
своего ребенка не составляет большого труда.
— Как можно поближе познакомиться с
системой Монтессори?
Монтессори-педагогике сейчас можно
учиться в разных местах. Есть курсы, где
педагогам просто показывают, как работать с тем
или иным материалом. Есть государственные курсы
в Академии повышения квалификации.
Разнообразные курсы существуют при Ассоциации.
Они могут помочь тем, кто хочет узнать, что такое
математика в системе Монтессори или, к примеру,
русский язык. Кроме того, за эти годы написано
немало книг, которые тоже помогают овладеть
различными Монтессори-методами.
|