Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.11.2024, 10:24

Раскройте внутренний мир Вашего ребенка.

МЕНЮ САЙТА
ЗАНЯТИЯ ПО ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ
  • от 1 года до 3 лет
  • для детей 2-х лет
  • для детей 3-х лет
  • для детей 4-х лет
  • для детей 5-ти лет
  • для детей 6-ти лет
  • для детей 7-ти лет
  • ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
  • МАМАЛЫШ
  • развивающий курс
  • основной курс
  • интенсивный курс
  • подготовка к школе
  • Монтессори-класс
  • английский язык
  • изобразительное искусство
  • Консультация Логопеда
    Консультация психолога
    ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    Организация праздников
  • Огранизация праздников
  • Пусто6
  • Полезные статьи

    Главная » Статьи » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ.

    ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ?

    ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ?

    «…Однажды к нам в детский сад приехали участники одного педагогического семинара.
    Они были крайне возбуждены и просто сгорали от нетерпения.
    — Ой, как мы хотим посмотреть этого вашего Монтессори! Так наслышаны! Как он хоть выглядит?
    Нам пришлось с грустью сообщить этим пылким дамам, что Монтессори вообще-то не он, а она.
    И, к сожалению, умерла лет этак пятьдесят назад. Да не у нас, а в далекой зарубежной стране.
    Поэтому все, чем мы можем удовлетворить их любопытство, это показать группу детского сада,
    в которой воспитатели работают по системе Марии Монтессори…»

    (Из рассказа директора
    московского Центра образования № 109
    Евгения ЯМБУРГА)

    Над этим случаем можно было бы и посмеяться, если бы не было так грустно.
    Именно это чувство и подвигло нас на публикацию серии материалов, посвященных всемирно известному педагогу — Марии Монтессори и ее идеям.
    Систему Монтессори часто критиковали и критикуют. Как все сколько-нибудь яркое, заметное и достойное внимания. Мы предлагаем нашим читателям составить собственное мнение об идеях Монтессори. Не обязательно становиться сторонником тех или иных педагогических взглядов. В конце концов все они — не более чем версии истинного понимания природы и законов развития ребенка. И знакомство с ними — увлекательный процесс самообразования, поиска собственного пути в педагогике.

    О проблемах Монтессори-педагогики в России наш специальный корреспондент Галина СОЛОВЬЕВА беседует с организатором Центра Монтессори в России, редактором газеты «Первое сентября» Еленой ХИЛТУНЕН.

    — Существует мнение, что педагогика Монтессори — это западная система и для России она неприемлема. Что вы можете сказать по этому поводу?

    — Если бы речь шла только о технологиях, методиках и особых принципах воспитания, то, возможно, были бы основания утверждать, что эта система пропагандирует западный образ жизни. Но в центре системы Монтессори стоит ребенок — независимо от того, какой это ребенок: западный или российский. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. В этом весь смысл. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, а все техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре. Ясно, что в различных странах развивающая среда для Монтессори-школ немного разная. Можно привести один простой пример: существуют дидактические материалы для перекладывания предметов из одной тарелочки в другую. Смысл этого упражнения в том, чтобы маленькие дети учились есть ложкой или же, как в Японии, палочками, а возможно, и просто руками, как это принято в некоторых восточных странах. В разных культурах Монтессори-школа исходит из одного и того же принципа, но использует при этом разные дидактические материалы, помогающие ребенку осваивать именно собственную культурную среду.

    — Получается, что педагогика Монтессори — это система развития ребенка, а не система воспитания?

    — Точнее называть ее системой саморазвития. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, он еще очень маленький, а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающая среда для нас, взрослых, кажется немного упрощенной: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир.

    — А можно ли взять какие-то элементы из системы Монтессори для нашего обычного детского сада?

    — Дело не в том, чтобы взять какую-то технологию или методику, главное здесь — отношение к ребенку. Это не зависит от того, какой это детский сад — Монтессори, вальдорфский или еще какой-нибудь. Воспитателю очень важно понимать, что для него важнее: выполнять какую-то программу, пользоваться каким-то методом, какой-нибудь технологией или помочь конкретному ребенку.
    Если в обычном детском саду воспитатель будет помогать саморазвитию ребенка, можно считать, что он работает, следуя принципам Монтессори. Но за этим сразу последует вопрос к самому себе: что и как я должен сделать, чтобы не воспитывать ребенка, не учить его, а лишь помогать ему учиться самостоятельно? Видимо, я должен придумать что-то такое, с помощью чего дети, с которыми я работаю, будут сами себя воспитывать и сами себя развивать. Что это может быть? Он ответит на этот вопрос точно так же, как когда-то ответила на него Мария Монтессори: я должен создавать развивающую среду. Воспитателю надо будет придумывать такие дидактические материалы, которые он поставит на низкие полочки в детском саду, чтобы ребенок мог с ними заниматься без его помощи. Если ему повезет, то он обнаружит, что многое люди изобрели до него, — и тогда придет к системе Монтессори.
    Существуют умные, чудесные Монтессори-материалы. Они могут использоваться и в традиционном детском саду. Многие так делают. Но одно дело, когда дидактические материалы помогают ребенку в саморазвитии, и совсем другое дело, когда они помогают учителю, воспитателю или психологу в организации занятий. Ничего плохого при этом не происходит. Просто вместо одних целей реализуются другие.
    Нужно сказать, что Монтессори-педагогика сугубо индивидуальна. Это не групповая работа. Групповому занятию в Монтессори—детском саду, например в группе детей от 3 до 5 лет, уделяется 15 минут. Основной способ жизни — свободная работа с предметами окружающей среды. Это касается и улицы, и дома, и всех помещений детского сада — столовой, раздевалки и т.д.

    — Можно ли говорить о том, что ребенок, который посещает Монтессори-сад, более развит, чем ребенок, который посещает обычный детский сад?

    — Я считаю такой вопрос не вполне корректным. Нет двух одинаковых по развитию детей. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. Можно говорить только о том, что все позиции теста учебных достижений, предусмотренных в системе Монтессори, в конце концов будут ребенком освоены. Другое дело, что темп освоения у каждого ребенка разный.
    Не могу утверждать, что дети, посещающие садики Монтессори, более развиты, просто они более самостоятельны. Это можно сказать с полной уверенностью. Ни сама Мария Монтессори, ни педагоги современных монтессорианских садиков никогда не ставили себе задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка.
    Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Своей абсолютно уникальной жизнью, в соответствии со своими способностями и интересами. В этом смысле — что ж сравнивать?
    Да, наши дети более самостоятельные. Потому что вся Монтессори-среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором: с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит: «Я хочу стирать». — «Пожалуйста, иди стирай». Другой приходит: «Я хочу считать». Он идет и занимается счетом.
    Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Каждый Монтессори-материал отличается от подавляющего большинства других дидактических материалов как раз тем, что с ним ребенок может работать сам.
    Поэтому наши выпускники не будут ждать, когда им дадут какое-нибудь задание или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с незнакомыми им предметами, осваивают их, пытаются понять, для чего они предназначены. При этом дети легко просят взрослого о помощи. В обычной школе просьба о помощи означает твою несостоятельность. Если ты просишь о помощи, значит, сам ты не можешь справиться с заданием, ты — двоечник. Монтессорианским детям свойственно нормальное любопытство, которое они легко удовлетворяют, попросив взрослого рассказать им, для чего все это нужно, что с этим делать.
    Это колоссальная разница — не в развитости, а именно в самостоятельности.

    — Как бы вы сформулировали самый главный принцип педагогики Монтессори?

    — Главное (за это и ратовала Мария Монтессори) — понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.
    Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого — наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются. Одним из таких периодов, который очень ярко отделяет детский мир от взрослого, является сенситивный период движения.
    Взрослым никогда не придет в голову идти друг с другом подпрыгивая или бегать из комнаты в комнату. Для ребенка подпрыгивание или постоянная беготня — нормальное явление жизни. Взрослые не понимают или не знают того, что такой период в жизни ребенка неизбежен, они постоянно его одергивают. Удивительно, что взрослые почти никогда не используют эти ситуации в целях развития. Ведь для ребенка движение — это чуть ли не основа его жизни, в том числе основа и умственного развития. А мы в своем детском садике и даже в первом классе школы взяли и поставили крутящиеся стульчики. Нам говорили: «Да вы что, они же будут все время вертеться!» Конечно, будут вертеться, но ведь мы, взрослые, просто отвечаем на эту необыкновенную потребность детей в движении.
    Надо сказать, что в педагогике Монтессори такие вещи продуманы до мелочей.

    — То есть любое действие воспитателя, каждая деталь обстановки направлены на развитие ребенка?

    — Да. Мы ведь не учим ребенка специально тому, как именно он должен двигаться. Это происходит естественно, как бы само собой: ребенок по ряду обстоятельств просто вынужден научиться это делать. Но для того чтобы это происходило, мы, взрослые, продумали, что конкретно приходится делать ребенку, каковы его произвольные, спонтанные желания. В этом волшебство этой системы. Каждое движение, каждая секунда жизни ребенка продуманы в наблюдении за ним и с пониманием того, что и почему с ним происходит.

    — Какие еще есть сенситивные периоды в жизни ребенка?

    — Это, например, период порядка, и мы с вами можем его легко заметить даже у себя дома на наших маленьких детях. Например, если ребенка всегда купает мама, а в какой-то день стал купать папа или бабушка, то ребенок будет плакать, ему это не понравится. Период порядка начинается уже в раннем возрасте и продолжается лет до четырех. Некоторые родители не понимают, почему ребенок возражает против того, чтобы сегодня его купал или укладывал спать папа, раздражаются, могут отругать и даже нашлепать ребенка. Они не понимают, что малыш переживает настоящую трагедию.
    В Монтессори-классе все баночки, все коробочки всегда стоят на своих местах. Многие спрашивают, как нам удалось организовать такой порядок. Дети сами ставят все на место — по той же причине, из своей природной любви к порядку. Ребенок точно знает, где ему взять нужную вещь и куда он ее положит после того, как позанимается. Дети, как известно, по многу раз повторяют одни и те же действия. Повторение для них — это важная часть их образа жизни. К примеру, дети обожают, когда им несколько раз подряд читают одну и ту же сказку.
    Освоение языка у ребенка происходит до 6 лет — это тоже сенситивный период. Ребенок в этот период осваивает так называемый материнский язык. Имеется в виду, что к 5—6 годам ребенок говорит так, что его понимают и он понимает, что ему говорят. В своем главном предназначении — как средство общения — язык освоен. При этом вы можете много раз читать ребенку одну и ту же сказку, и он каждый раз будет ее внимательно слушать, но это не означает, что он ее вам перескажет. Потому что для ребенка детсадовского возраста важны не смысл и сюжет услышанного, а сама мелодия языка. Ребенок слушает язык как музыку, как песню. Надо сказать, что дети — фанаты языка, они обожают, когда им читают, когда звучит человеческая речь. И читать вслух надо не для того, чтобы ребенок знал сказки, а для того, чтобы он слушал человеческую речь.

    — Вы являетесь основателем Ассоциации Монтессори-педагогов России. Не могли бы вы рассказать о ее работе.

    — Вообще в России новый этап активного развития Монтессори-педагогики начинается с 1991 года. На сегодняшний день детские сады, отдельные группы и различные Монтессори-инициативы действуют уже более чем в 60 регионах.
    Монтессори-педагогов в нашей стране уже много, у них есть потребность общаться между собою, передавать друг другу свой опыт, поэтому они создали свою общественную организацию. У Ассоциации несколько направлений работы: распространение педагогики Монтессори в России, пропаганда дидактических материалов, выпускаемых нашей фабрикой в Омске. Действует постоянная выставка-продажа Монтессори-материалов. Кроме того, уже 10-й раз проводится ежегодная монтессорианская конференция. Ее подготовкой тоже занимается Ассоциация. При Ассоциации работает детский сад, в котором есть и уникальная группа для родителей с детьми от 8 месяцев до 3 лет, где создана специальная дидактическая среда. Детки там ползают, нажимают на разные кнопочки, выключатели, трогают разные коробочки, баночки, открывают крышечки. Мамы выполняют роль помощниц. Такой группы для самых маленьких детей у нас в России еще не было. Есть и обычные группы для ребятишек от 3 до 6 лет. Работают лектории для родителей, где опытные педагоги разъясняют идеи Монтессори-педагогики и дают практические советы.
    В Москве и Московской области около 70 детских садов полностью или почти полностью перешли на эту систему. В Москве в любом районе можно отыскать такой детский сад, и устроить туда своего ребенка не составляет большого труда.

    — Как можно поближе познакомиться с системой Монтессори?

    Монтессори-педагогике сейчас можно учиться в разных местах. Есть курсы, где педагогам просто показывают, как работать с тем или иным материалом. Есть государственные курсы в Академии повышения квалификации. Разнообразные курсы существуют при Ассоциации. Они могут помочь тем, кто хочет узнать, что такое математика в системе Монтессори или, к примеру, русский язык. Кроме того, за эти годы написано немало книг, которые тоже помогают овладеть различными Монтессори-методами.

    Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. | Добавил: Разумейка (27.08.2009)
    Просмотров: 1605 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 1
    1 Мама Аня  
    0
    Все, о чем тут написано -правда. Доказано опытным путем! :-) У меня дочь уже пошла в начальную школу В Монтессори Центре "Вершина" (Владивосток). Она удивительный ребенок. Уверенный, рассудительный, коммуникабельный. Все отмечают ее разумность. :-) тфу-тфу. В общем: ВСЕ В МОНТЕССОРИ!!!!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Доска объявлений
    Категории раздела
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. [4]
    Общение
    Праздники дня
    Карта на Яндексе
    Калькулятор
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024